Film Festival Secrets: глава 1


Главная / Статьи / Film Festival Secrets: глава 1

31 марта 2013 

Film Festival Secrets: глава 1

В конце 2008-го Кристофер Холланд (Christopher Holland), ветеран фестивального движения и кинокритик с более чем двадцатилетним стажем, опубликовал книгу Film Festival Secrets: A Handbook For Independent Filmmakers, в которой он делится опытом продвижения независимого кино. Ее оригинальный английский вариант можно прочитать на сайте автора, купить у издателя или в магазине Amazon, а также приобрести в виде PDF-копии.

 

Film Festival Secrets: A Handbook For Independent Filmmakers

PDF (9,99$) или в печатном виде (22,95$), 196 страниц

Кристофер Холланд

 

Сейчас Кристофер Холланд имеет свой сайт filmfestivalsecrets.com, где ведет блог на тему фестивалей, продает свои книги и консультирует кинематографистов по стратегии продвижения фильмов на кинофестивали.

 

Содержание первой главы

 

Читать вторую главу →

Часть 1: оценка перспектив

Все начинается с хорошего фильма

Горькая правда состоит в том, что советы и рекомендации из этой книги вряд ли принесут какую-то пользу, если вы сняли откровенно паршивое кино. Я не пытаюсь вас напугать, а просто констатирую факт. Разумеется, признание могут заслужить не только фильмы калибра «Маленькой мисс Счастье» (малобюджетного, обласканного критиками и зрителями полнометражного дебюта клипмейкеров Валери Фарис и Джонатана Дейтона — прим. переводчика): хитами «Сандэнса» становятся единицы, но большинство фильмов, поставленных со знанием дела, так или иначе находят свой фестиваль.

Молодые режиссеры обычно идут к своему фестивалю путем проб и ошибок, растрачивая деньги на оплату заявок. В книге будут рассмотрены типовые ошибки такого рода, однако никаких чудодейственных рецептов, подходящих даже для фильма, который никому не интересен, в ней, повторю, нет.

 

Критический взгляд

Короче говоря, нужно взглянуть на свой фильм критически. Вы уверены, что готовы потратить целый год (или даже больше) на работу с пресыщенными фильмами отборочными комиссиями, которым нужно доказать, что ваше кино заслуживает места в программе? Ответить на этот вопрос помогут тест-показы. Много их не бывает, но проводить такие показы имеет смысл лишь тогда, когда фильм еще можно изменить (а вы морально готовы внести требуемые изменения). Не стоит полагаться на мнение родственников — соображения посторонних людей, которые вас не знают, гораздо ценнее. Реакция аудитории может подсказать, что картина нуждается в доработке или перемонтаже. Ее корректировка, что следует учитывать заранее, потребует времени.

На тест-показах вскрываются самые разные недостатки: клишированные диалоги, заурядная, невразумительная история, плохо записанный звук, скверная актерская игра, излишняя продолжительность. Любой из них может закрыть фильму дорогу на фестивали.

 

Хронометраж фильма

Вопрос об «идеальной» продолжительности фильма волнует практически всех режиссеров короткого метра. Конечно, длительность любого кино диктуется историей, которую оно пытается рассказать. При отборе короткого метра продолжительность, однако, может определить судьбу заявки, причем к более коротким лентам относятся, как правило, благосклоннее. Большинство отборщиков, с которыми мне доводилось говорить, признают, что они с определенным скептицизмом смотрят на фильмы длиннее 20 минут; как считается, почти любой такой фильм можно сократить, ничего при этом не потеряв. Уложитесь в 10 минут — вероятность попадания на фестиваль будет максимальной. Стараться искусственно повысить свои шансы, впрочем, не стоит: эффектная и рациональная подача истории более важна, чем 10-минутное ограничение. — прим. переводчика

 

Права на музыку

Перед тем как отправлять заявку на фестиваль, нужно также разобраться с правами на музыку в фильме. Хотя фестивали далеко не всегда проверяют, «очищена» музыка юридически или нет, большинство из них упоминают о необходимости лицензирования в заявочной форме или регламенте; некоторые также просят подтвердить подписью, что фильм не нарушает авторских прав. Возможно, вам придется нанять музыкального супервайзера или внести какие-то изменения в фонограмму.

 

Карта проверки арт-кино

Отборщики просматривают многие сотни фильмов, снятых молодыми режиссерами-дебютантами и зачастую повторяющих друг друга. Одна моя знакомая отборщица просто обожает независимое кино, но даже она не выдержала этих бесконечных повторений и составила т. н. карту проверки арт-кино (термин «арт-кино» здесь употребляется далеко не в комплиментарном смысле) — перечень шаблонных ходов и сцен, которые не дают относиться к фильму серьезно и уменьшают его шансы на попадание в программу. Этот список, который мы приводим ниже с выделенными курсивом комментариями других отборщиков, безусловно, не полон, но даже в своем незавершенном виде он может быть полезен.

  1. Персонажа будит стук в дверь, сигнал будильника или шум снаружи. Человеку этому, скорее всего, двадцать с чем-то лет, и выглядит он так, как будто познал все беды мира (или просто перепил накануне). Иногда нам подробно показывают и всё, что происходит дальше, весь утренний ритуал. В большинстве случаев эту часть можно просто вырезать.
  2. Кто-то говорит: «Заткнись на хер».
  3. Люди проходят по тротуару на фоне красочных граффити.
  4. Сцена в ночном магазине сменяется кадрами с камеры наблюдения.
  5. Некто сидит в баре, выпивает мартини и курит; обслуживает его умудренный опытом бармен. Дополнительный минус фильм получает, если бармен протирает стойку тряпкой.
  6. Кто-то наставляет на кого-то пистолет. Говорит: «Заткнись на хер».
  7. Кто-то идет отлить. Еще лучше, если он при этом выходит на улицу.
  8. Кто-то отвечает на звонок, но на том конце провода сразу же кладут трубку.
  9. Кто-то, разъяряясь по ходу разговора, швыряет мобильник. Особый шик — вышвырнуть его из окна едущей машины.
  10. На экране появляется проникновенная цитата.
  11. Кто-то принимает душ или чистит зубы. При этом кто-то другой сидит на унитазе. Кого-то тошнит; часто это бывает девушка, которая вскоре узнает, что она беременна.
  12. Объектив камеры перемещается вверх, показывая верхушки деревьев и отмечая тем самым ход времени или смену места действия.
  13. Объектив камеры перемещается вниз, упираясь в ботинки и отмечая тем самым ход времени или смену места действия. Лучше всего для этих целей подходят Chuck Taylors (классические кеды фирмы Converse — прим. переводчика).
  14. Мы понимаем, что все предшествующее было сном.
  15. Кто-то приходит на вечеринку, но в ужасе выбегает наружу, в то время как все остальные напиваются до потери сознания.
  16. Кто-то примеряет наряды перед зеркалом, пританцовывая в ожидании вечеринки.
  17. Кто-то, сидя в мрачном кьюбикле, изображает работу. Надругается над канцтоварами.

Хотя список, как видим, несерьезный, все эти клише и сюжетные ходы мне встречались многократно. Если они появляются и в вашем фильме, стоит задуматься о том, насколько они там нужны.

 

«Я успела познакомиться со всеми возможными вариациями на тему мюзикла пятидесятых годов, романтической комедии в стиле Вуди Аллена и тарантиноподобного криминального опуса. Перед моими глазами прошло 500 героев с туманным прошлым, курящих и говорящих суровым голосом, и еще больше жестких героинь в стиле нуар. При этом история или персонаж, которых не встретишь в местном отделении Blockbuster (американская сеть видеопроката — прим. переводчика), сразу вызывают интерес, а многократно испытанные приемы, пусть даже и действенные — нет. Другими словами, если вы работаете не в узком жанре типа зомби-хоррора, неоригинальность и избыточное самоцитирование ни к чему хорошему не приведут».

Саския Уилсон-Браун (Saskia Wilson-Brown)
отборщица, бывший директор кинофестиваля Silver Lake. 

 

Когда вы убедите себя в том, что фильм готов к встрече с отборщиками вроде Саскии, придет время двигаться дальше и наметить цели фестивальной кампании.

 

Чего вы хотите?

Действительно, перед отправкой фильма на фестивали стоит всерьез задуматься о том, к чему именно вы стремитесь. Нельзя достичь всего и сразу — нужно уметь расставлять приоритеты. Итак, фестивали могут предложить вам следующее:

 

Дистрибуция

То, о чем мечтают все режиссеры, и то, с чем очень часто возникают проблемы, найти решение которых на фестивалях сейчас стало особенно трудно. Тем не менее успешные фестивальные показы зачастую становятся первым — необходимым — шагом фильма на его пути к зрителю.

 

Обмен опытом, налаживание связей

Фестивали дают отличный шанс завести новые знакомства, которые могут способствовать продвижению вашего фильма. Здесь также можно встретить профессионалов, готовых присоединиться к вам в работе над будущими проектами. Да и вообще, на фестивали приходит множество людей, одержимых кино; даже если они не имеют отношения к самόй индустрии, общение с ними (в особенности с теми, кому понравилась ваша работа) восстановит силы после многомесячной утомительной работы.

 

Показ

Вы ведь делали свой фильм не для того, чтобы спрятать его в шкафу и никому не показывать, так? На фестивалях собирается понимающая и искушенная публика. Для многих фильмов фестивальные показы становятся единственной возможностью попасть, пусть и считанное число раз, на экран кинотеатра.

 

Денежные призы и подарки от спонсоров

Наличные всегда пригодятся — хотя бы для того, чтобы покрыть дорожные расходы. На некоторых фестивалях спонсоры также награждают победителей ценными призами. Этими призами могут быть как лэптопы, так и что-нибудь более скромное вроде подарочных сертификатов, но получать их в любом случае приятно.

 

Другие награды

Любые награды, пусть даже и не приносящие никаких денег, привлекают внимание к вашему фильму. Интерес СМИ к нему повысится, а лавровые венки будут выгодно смотреться на плакате.

 

Повышение квалификации

Помимо собственно показов, на многих фестивалей проводятся семинары и круглые столы, часть из которых может оказаться очень полезной. Можно также учиться на чужом опыте, просто наблюдая за тем, как другие режиссеры продвигают свои фильмы и рассказывают о съемках.

 

Освещение в СМИ

На фестивалях работают журналисты из местных и профильных изданий. При должном подходе к делу и известной настойчивости вы можете собрать целую коллекцию вырезок из журналов и газет; конечно, отзывы не всегда будут позитивными, но лишними рецензии определенно не бывают.

 

Вечеринки

Здесь можно расслабиться, а также наладить новые профессиональные контакты (вечеринки и их неформальная атмосфера прекрасно подходят для этого, что подтверждает опыт всех фестивалей). Кроме того, вечеринки оказывают неоценимую помощь голодающим режиссерам.

 

Классные фильмы

Фестивали — идеальное место для просмотра нового, странного и замечательного кино. Пользуйтесь возможностями, которые дает аккредитация, сходите на несколько показов; в том, что вы стали частью фестиваля, есть свои преимущества. Вы можете познакомиться с режиссерами после просмотров, рассказать им о своем кино, найти единомышленников или завести друзей, с которыми будет приятно встретиться на других фестивалях.

 

Путешествия

Если повезет, фестивали оплатят перелет и гостиницу. Если вы будете умнее и не станете на это надеяться, в бюджете фильма вы отдельной строкой пропишете расходы на поездки. Как бы там ни было, попадание фильма на какой-нибудь фестиваль на другом краю Земли — отличный повод для путешествия.

 

Выделите пункты, важные для вас, и всегда вспоминайте о них, принимая какие-то решения. Нужно также определить, как вы представляете себе успех своего фильма. Он появится в кинотеатрах и на полках магазинов? Он даст старт вашей карьере высокооплачиваемого специалиста в студийном или независимом кино? Он со временем превратится в полный метр? Когда задачи четко очерчены, намного проще заниматься подбором фестивалей для фильма — тем, о чем пойдет разговор в следующей части первой главы.

 

 

Часть 2: фестивальная пирамида

В одних только Северной Америке и Европе организовано более тысячи «англоязычных» кинофестивалей, а общее количество фестивалей, проводимых во всем мире, оценивается в 5 000. Сразу сориентироваться в этом многообразии практически невозможно. Лучше предварительно упростить задание — разделить фестивали на классы, представив полученную структуру в форме пирамиды. Ее вид во многом определяется задачами, которые ставятся перед той или иной картиной, а также вашими личными ожиданиями и впечатлениями от фестивалей. В идеале фильм должен идти от вершины пирамиды к основанию: премьера его состоится на каком-то из наиболее известных фестивалей, после чего он начнет двигаться вниз, попадая на менее престижные форумы и постепенно наращивая количество показов.

На практике понятие «премьерный показ» будет встречаться очень часто. Некоторые фестивали требование премьерности вообще не выдвигают, а другие, наоборот, придают ему очень большое значение. Хотя для полного метра этот вопрос более актуален, режиссерам короткого метра тоже не стоит забывать о том, когда и в каких странах проходили показы их фильмов, и о том, что отдельные фестивали «непремьерные» картины просто не берут. — прим. переводчика

 

Фестивали первого класса

В эту категорию входит небольшое число фестивалей, попасть на которые хотят почти все, а попадают — лишь немногие счастливчики из тысяч режиссеров, заявляющих о своем желании. Перечень таких фестивалей каждый составляет сам, но едва ли найдутся желающие спорить с тем, что в нем должны находиться, к примеру, «Сандэнс» и смотры в Торонто или Каннах.

Впрочем, если вы занимаетесь продвижением чисто жанрового или узкотематического кино, предпочтительными для него могут оказаться совсем не Торонто или Канны. Сняли фильм ужасов? Наверное, разумнее будет начать с фестиваля в Ситжесе или американского Fantastic Fest. Крупнейшим, старейшим и наиболее престижным ЛГБТ-кинофорумом считается Frameline, проходящий в Сан-Франциско с конца семидесятых. Документалисты же, подготовив свой дебютный фильм, могут поместить на вершину пирамиды специализированные фестивали IDFAHot Docs и Silverdocs.

 

Второй класс

Второй уровень пирамиды должны занимать крупные региональные фестивали. Если говорить о США, примерами будут ОстинскийАтлантский и Гавайский форумы. Любой из них может очутиться на вершине пирамиды, построенной для вашего фильма, но в целом они менее престижны, чем упомянутые выше фестивали первого звена.

Ко второму классу можно также отнести не слишком большие, но статусные фестивали с долгой историей (скажем, Ann Arbor или Sidewalk).

Построить фестивальную пирамиду для короткого метра часто сложнее, чем для полного. Многие фестивали устанавливают для короткометражек особые критерии отбора, которые нужно тщательно просматривать. Известно, к примеру, что в Торонто принимают только канадские короткометражные фильмы, но сотни невнимательных режиссеров всё равно продолжают присылать свои работы, имеющие изначально нулевые шансы на попадание в программу.

На киносмотры второго класса, чуть уступающие более известным фестивалям по части финансирования, длительности существования и престижности, поступает, как правило, несколько меньше заявок. Стремясь развиваться, такие фестивали охотятся за национальными и мировыми премьерами, позволяющими завоевать авторитет и «открыть» достойные фильмы, никем ранее не виденные. Не случайно мировую премьеру фильма в индустрии по значимости сравнивают с потерей девственности, которая тоже случается только один раз (в обоих случаях, впрочем, это ограничение можно попытаться обойти).

При построении пирамиды для короткометражного фильма также следует учитывать то, что некоторые фестивали аккредитованы американской Академией кинематографических искусств и наук. Это означает, что картина, взявшая главный приз в их конкурсах короткого метра, в дальнейшем может участвовать в борьбе за «Оскар». Актуальные списки фестивалей выложены на сайте киноакадемии; там же перечислены все прочие требования к фильмам, выдвигаемым на награду Академии.

Каталог Festagent, заметим, также позволяет сделать выборку по аккредитованным фестивалям — прим. переводчика.

 

Где же мне искать нужные фестивали? Нельзя ли посмотреть список всех фестивалей мира?

Полного и абсолютно достоверного перечня вы нигде не найдете, хотя составить его пытались многие. Вообще говоря, даже обычный поиск в Google выдаст более чем достаточное количество фестивалей, но работать с упорядоченным списком точно удобнее. В заполнении пирамиды вам помогут:

  • каталог фестивалей Festagent (примечание редакции);
  • сайт Indiewire (он будет чрезвычайно полезен всем, кто интересуется фестивалями и продвижением независимого кино);
  • каталог фестивалей на сайте Британского совета (хорошо организованный и оперативно обновляемый);
  • сайт MovieMaker, где регулярно публикуются списки «фестивалей, за попадание на которые не жалко заплатить заявочный взнос» (последний такой список был опубликован 10 апреля);
  • сайт Variety;
  • каталог фестивалей на сайте FilmFestivals;
  • книга Криса Гора (Chris Gore) Ultimate Film Festival Survival Guide, в которую автор включил 200-страничный справочник по фестивалям.

 

Третий класс

Сюда должны попадать малоизвестные смотры, которые, однако, существуют уже довольно давно и имеют неплохую репутацию. Они зачастую оставляют самое приятное впечатление; к режиссерам здесь обычно относятся с большим уважением и проявляют такую заботу о них, о какой на некоторых престижных фестивалях и мечтать не приходится. Камерная, более спокойная обстановка располагает к общению с коллегами и налаживанию связей в фестивальном кругу. Кроме того, на фестивале третьего класса проще заполучить какую-нибудь награду (а вот попасть на него не обязательно проще, поскольку по объему его программа, вероятнее всего, будет сравнительно скромной).

 

Четвертый класс

Внизу должны находиться молодые фестивали, еще не успевшие всерьез заявить о себе, либо фестивали с подпорченной репутацией. Особого смысла тратить на них деньги нет: если ваше кино только на то и годится, чтобы пролезть в четвертый класс, стоит заботиться не о нем, а о том, как снять что-нибудь более достойное. Если же вы чувствуете, что кино не исчерпало свой потенциал после показов на первых трех уровнях пирамиды, то его, конечно, можно привезти и на какие-нибудь фестивали четвертого класса.

Провести границу между третьим и четвертым классами бывает сложно; встречаются и профессионально организованные молодые фестивали, и фестивали с долгой историей, каждый год испытывающие огромные проблемы с организацией. Одно и то же мероприятие может регулярно переходить с третьего уровня пирамиды на четвертый и обратно, причинами чего будут смены спонсоров, схем и объемов финансирования и текучка кадров. Не стоит унывать, если вы, приехав на фестиваль, обнаруживаете, что организовано всё откровенно плохо; подумайте лучше о том, как извлечь хоть какую-то выгоду из ситуации (мы еще поговорим об этом в следующих главах). Даже абсолютно провальный фестиваль может оказаться полезен, так что расходы на путешествия на какие-то некрупные смотры в вашем бюджете лучше предусмотреть. Кроме того, надо подавать заявки на все фестивали, до которых вам будет легко добраться. Или, по крайней мере, установить с ними контакт.

 

Инъекция реальности

Лишь малой части режиссеров удается сразу прорваться на какой-либо фестиваль первого класса. Большинству дебютантов отказывают, и им приходится переносить премьеры на куда менее престижные площадки. С одной стороны, я бы хотел посоветовать молодым режиссерам экономить силы и средства и начинать со второго уровня пирамиды, где их шансы заведомо выше. С другой стороны, если вы твердо уверены в том, что сняли фильм высшей пробы, то попробовать стоит — хотя бы ради того, чтобы не горевать об упущенных возможностях; вперед, заявляйтесь на «Сандэнс», но только не принимайте вероятный отказ близко к сердцу.

 

«Беседуя со мной, другие режиссеры неоднократно высказывали мнение о том, что «Сандэнс», Торонтский фестиваль и прочие смотры такого калибра не нацелены на обнаружение новых талантов. Сюда, скорее, приезжают уже состоявшиеся таланты. Хотя некоторые из них и дебютируют в режиссуре, у большинства за плечами есть успешная карьера актера, продюсера или монтажера. Я считаю, важно помнить о том, что эти фестивали демонстрируют только лучшие, чрезвычайно качественные фильмы, уже плохо подходящие под определение независимого кино. Конечно, иногда кому-то удается прорваться сюда, но вероятность этого близка к вероятности выигрыша в лотерею. Если режиссер будет рассчитывать на такие лотерейные успехи, его ожидает жестокое разочарование».

Скотт Хэнсон (Scott Hanson)
Американский режиссер

 

Сбор дополнительных сведений

Помимо общей информации (оценок престижности и масштаба) о фестивалях, при построении пирамиды нужно учитывать несколько важных факторов, перечисленных ниже. Практически все интересующие вас сведения можно найти в Интернете, но если вы знакомы с сотрудниками фестивалей — прекрасно, задействуйте, не забывая об элементарных правилах приличия, и эти связи.

 

Временной

Нужно отслеживать возможные наложения событий, чтобы внезапно не оказаться в такой ситуации, когда мировая премьера вашего фильма на фестивале по дате совпадает со свадьбой исполнителя главной роли.

 

Пространственный

Некоторые фестивали благоволят местным режиссерам, так что подавать заявки на близлежащие форумы надо обязательно (когда-нибудь вам наверняка захочется еще и устроить премьеру фильма в родном городе). Если в вашем кино обыгрываются достопримечательности или легенды каких-то других городов и местностей, стоит поискать фестивали, проводящиеся в тех краях. Очевидно также, что приезжать на фестиваль туда, куда всегда хотелось попасть или где живут родственники и друзья, готовые разместить вас у себя, гораздо приятнее.

 

Финансовый

Заявочный взнос, размер которого может составлять от ~20 до ~100 долларов, — проклятие всех молодых режиссеров. Этот взнос устанавливают, чтобы уменьшить поток низкопробных фильмов, сработанных на коленке; кроме того, деньги никогда не бывают лишними, так что убирать финансовый барьер никто не собирается. Обязательно отмечайте суммы, которые запрашивают те или иные фестивали, и планируйте бюджет соответствующим образом.

 

Предысторический

Обращайте особое внимание на такие фестивали, которые ранее демонстрировали фильмы, похожие (но не слишком похожие) на ваш. Может выясниться, что те или иные отборщики питают особое расположение к легким эксцентрическим комедиям или документальным фильмам о спорте, а уже из этой информации вы сумеете извлечь пользу. Если же окажется, что в прошлом году на каком-то фестивале показывали картину о гонках на выживание, то интерес к вашему новому кино о мотокроссе здесь, вероятно, будет не столь высок. Нужно также учитывать стиль, атмосферу фильма; интересное, но угловатое дебютное документальное кино с низким коммерческим потенциалом подходит для «простых» смотров вроде Slamdance, но едва ли придется ко двору на влиятельном снобистском фестивале в Торонто.

Создателей короткометражного кино, предупрежденных мною о необходимости внимательного изучения правил отбора, обязательно заинтересуют специализированные фестивали короткого метра. Некоторые из них весьма престижны. Приезжая на такой фестиваль, режиссеры получают долгожданную

 

Репутационный

Режиссеры весьма охотно делятся своими впечатлениями, так что поиск в Интернете наверняка выдаст какие-то отзывы и покажет, чтό участники думают о том или ином фестивале. Если поиск всё же окажется безрезультатным, вы всегда можете обратиться к коллегам напрямую.

 

Жульнический

К счастью, надувательство в фестивальном мире встречается редко. Тем не менее в нем иногда возникают «фестивали», которые устанавливают непомерные взносы или распространяют заведомо ложные утверждения о создаваемых ими чудесных условиях поиска дистрибьютора для фильма. Другие подобные «фестивали» каждый год раздают сотни наград, намереваясь продать победителям как можно больше дорогих украшений для полки над камином. На некоторых таких мероприятиях проводятся настоящие показы, но истинными фестивалями их это не делает, о чем дистрибьюторы прекрасно осведомлены. Не тратьте деньги зря и обязательно проверяйте информацию, если у вас возникают сомнения в ее правдивости.

 

Составление плана-графика

При разработке стратегии фестивального продвижения фактор времени имеет решающее значение. Первое правило таково: никогда не надо торопиться, стараясь закончить фильм раньше, чем выйдет срок подачи заявок на тот или иной фестиваль. Найти подходящий фестиваль не так уж и сложно; главное — не спешить и выпустить кино тогда, когда оно приобретет отшлифованный, завершенный вид. Как правило, режиссеры, отсылающие отборочным комиссиям начерно смонтированные варианты фильмов, оказывают себе плохую услугу.

Пройдя все стадии производства и получив готовую картину, вы должны представить себе идеальный график ее премьер и показов на фестивалях и сопоставить его с имеющимся запасом терпения. Если, к примеру, вы закончили фильм в январе и очень хотите попасть на «Сандэнс», то ждать придется почти год. В этом нет ничего плохого (можно еще поработать над фильмом, довести до ума маркетинговую стратегию), однако большинству режиссеров хочется показать свою работу как можно скорее. К счастью для них, фестивали первого класса проводятся круглый год.

Поскольку прием заявок на фестивали заканчивается где-то за три месяца до открытия, типовой план-график выглядит примерно так:

  • готовое кино заявляется на несколько фестивалей первого класса;
  • его берут в программу какого-то фестиваля (с момента отправки заявок прошло 2–3 месяца);
  • мировая премьера (3–4 месяца);
  • фильм берут в программу другого фестиваля первого класса (3–4 месяца);
  • показ на втором фестивале первого класса и рассылка заявок на фестивали второго класса (4–8 месяцев);
  • показы на фестивалях второго класса и работа с фестивалями третьего класса (6–12 месяцев);
  • показы на фестивалях третьего и четвертого классов (от 12 до 24 месяцев).

 

Если вы действительно готовы подождать и страшно хотите попасть на фестиваль первого класса, длительность промежутка между первыми двумя строчками графика можно увеличить до года (тянуть дольше просто бессмысленно: нужно посмотреть фактам в лицо и признать, что на элитные смотры кино не попадет). Общую продолжительность кампании иногда доводят даже до трех лет; в любом случае решение о том, когда ее нужно сворачивать, остается за вами. В последней фазе кампании, на нижних уровнях пирамиды, фильм может — и должен — демонстрироваться на нескольких небольших фестивалях одновременно.

Процесс подачи заявок на фестивали часто сравнивают с поступлением в вуз. Гейб Уорделл (Gabe Wardell), исполнительный директор кинофестиваля в Атланте, советует режиссерам заявлять фильмы сразу на два верхних уровня пирамиды, то есть одновременно работать с фестивалями первого и второго классов (в нашей аналогии — пытаться поступить не только в университеты «Лиги плюща», но и в менее престижные вузы). Действуя таким образом, вы можете в короткий срок найти несколько вариантов для выбора. Не стоит также забывать, что попасть в «Лигу плюща» дано не всем; думающему режиссеру важно подобрать идеальные условия для его фильма, а роскошная премьера на региональном форуме произведет определенно более приятное впечатление, чем показ на престижном фестивале, затерявшийся в череде других.

 

«Подумайте о том, какой вред может нанести ожидание, мы ведь живем не в изоляции и знаем о том, какие фильмы крутятся в фестивальном кругу. Любой может догадаться, что вы придерживаете свой фильм, отправляя заявки только на фестивали первого класса. Если заявки отклонят, вы будете выглядеть самонадеянным, отчаявшимся, вам придется убеждать всех в том, что кино годичной давности сохранило свежесть и готово побороться с новым урожаем фильмов».

Гейб Уорделл (Gabe Wardell)
исполнительный директор кинофестиваля в Атланте
 

Стоит также сказать, что в последние годы наметилась тенденция к уменьшению числа фестивалей, на которых показывается фильм. Логика здесь такая: кино должно посетить несколько крупных смотров и громко заявить о себе, но на менее значимые фестивали отправлять его не надо, чтобы не отпугнуть дистрибьюторов. Возможно, какое-то рациональное зерно в этих рассуждениях есть, однако режиссера такая стратегия должна сильно раздражать. Неужели вы корпели над фильмом для того, чтобы потом сознательно уменьшить количество его театральных показов? Мне известны примеры таких лент, которые привлекали интерес зрителей на премьере, затем скрывались за ширмой хитрой «схемы дистрибуции», целые годы проводили в какой-то спячке, а потом наконец всплывали в ограниченном прокате и выходили на DVD. Нельзя сказать, чтобы это смотрелось особенно весело.

Такая стратегия может сработать, если вы сняли кино с хорошим бюджетом и известными артистами (или документальное кино с высоким коммерческим потенциалом). Сложно предсказать, что привлекает того или иного дистрибьютора; возможно, ограничение фестивальных показов фильма, который способен дать немалую прибыль, и станет верным решением, но даже в этом случае будет досадно намеренно ставить кино на полку. Независимый же режиссер, оперирующий скромными бюджетами, должен показывать свою работу как можно чаще, не ограничивая ее присутствие на фестивалях хотя бы до тех пор, пока дистрибьюторы — если повезет — ею всерьез не заинтересуются.

 

Построение пирамиды

Теперь, когда вы наметили интересующие вас фестивали и составили примерный график продвижения фильма, можно наконец приступать к заполнению уровней пирамиды. Первый ее вариант, конечно, не будет окончательным; со временем она будет увеличиваться и меняться.

 

 

 

Часть 3: подготовка копий

Планирование

Возьмите календарь и отметьте в нем сроки подачи заявок (они должны быть указаны на сайтах фестивалей) и сроки проведения выбранных фестивалей. Если эти данные оформить в виде простого списка, информативность будет потеряна: только календарь покажет вам общую картину, на которой сразу становятся заметны вероятные наложения по срокам.

Поскольку в дальнейшем вам придется много работать с документами, нужно приготовиться тщательно вести учет. Здесь подойдут и электронные таблицы, и обычный блокнот, и онлайн-сервисы (мне больше всего нравятся именно они) вроде Google Docs или Basecamp. Выбирайте то, что вам кажется более удобным, а я — для простоты — буду называть это блокнотом.

В этот блокнот стоит внести следующее, не забывая везде оставлять свободное место для уточнений и дополнений:

предварительную версию построенной на предыдущем этапе фестивальной пирамиды;

  • список фестивалей, на которые вы собираетесь подавать заявки в первую очередь;
  • сроки отправки документов на эти фестивали, сроки их проведения, контактные данные;
  • размеры заявочных взносов;
  • простейшую смету расходов (хотя бы обозначьте для себя, сколько вы готовы потратить на оплату заявок и разъезды);
  • список тех, кого вы хотели бы взять с собой на премьеру фильма.

 

Кое-что о премьерах

Как я уже отмечал, фестивали охотятся за премьерами, и к выбору премьерных площадок для фильма нужно подходить со всей серьезностью. Ничего более важного, чем мировая премьера, у вас, естественно, не будет, но за ней могут последовать и континентальные, и национальные, и региональные, и городские. Не забывайте о том, что любой показ изменяет премьерный статус картины, который нужно указывать в заявках на фестивали. Конечно, если вы показали фильм семье и друзьям, это можно назвать только закрытым предварительным просмотром, но никак не премьерой; некоторым режиссерам даже удается возить фильм по фестивалям, называя его незавершенным и за счет этого сохраняя «премьерность». Прием грязноватый, но он работает.

 

Подготовка просмотровых копий

В фестивальном мире просмотровые копии обычно распространяются на DVD, который вы, вероятно, будете записывать самостоятельно. Обратите внимание на такие моменты:

  1. Просмотровая версия может (и, в принципе, должна) отличаться от театральной или той, которая пойдет на рынок домашнего видео. На идеальном просмотровом DVD нет ничего лишнего, а фильм запускается сразу после загрузки диска; нужно либо настроить автоматическое воспроизведение (если вы знаете, как это делается), либо создать простейшее меню.
  2. Не спешите отсылать черновые версии фильма. Сначала доведите его до такого состояния, когда он будет выглядеть (и звучать) достаточно профессионально.
  3. В то же время незначительные недоработки не должны вас останавливать. Ничего страшного не случится, если забытая ранее фамилия будет внесена в титры уже после отправки копии отборщикам.
  4. Не маркируйте видео раздражающими «водяными знаками» по всей его длине. Если уж вы так сильно боитесь пиратов, вставьте надписи типа «Собственность студии N», которые будут всплывать раз в полчаса секунд на десять.
  5. Разбивайте видео на главы длительностью в ~10 минут.
  6. Не забывайте о технических требованиях, предъявляемых фестивалем (форматы NTSC/PAL и пр.)
  7. Убедитесь в том, что записанный DVD корректно проигрывается как минимум тремя разными устройствами.

 

На самόм DVD нужно указать:

  • название фильма;
  • заявочную категорию (их список определяет фестиваль), в которую попадает фильм;
  • длительность фильма в минутах;
  • ваше имя, фамилию и контактные данные: адрес электронной почты и (или) телефон;
  • прочие сведения, иногда запрашиваемые теми или иными фестивалями.

Если после этого на болванке еще осталось место, есть смысл указать название фестиваля, адрес своего сайта или номер (если таковой известен), присвоенный вашей заявке. Оформив диск подобным образом, вы упрощаете жизнь сотрудникам фестиваля, которые смогут без проблем связаться с отправителем даже в том случае, если коробка DVD и сопроводительные материалы были испорчены или потерялись.

Не стоит использовать бумажные наклейки на диски. Не стоит, я повторяю, использовать эти чертовы наклейки в форме диска. Не надо. Хотя большинство DVD с такими наклейками все же распознается и проигрывается, у значительной их части (до 25%, я бы сказал) возникают проблемы со считыванием. Всю информацию нужно либо напечатать, либо собственноручно написать прямо на диске. — прим. переводчика

 

На коробке диска должно уместиться следующее:

  • название фильма (самым крупным шрифтом);
  • список исполнителей главных ролей и других членов съемочной группы (если у вас снялся известный артист, вы просто обязаны указать его имя);
  • категория фильма (см. выше);
  • несколько кадров из фильма (немного; они должны быть достаточно крупными и не должны казаться банальными);
  • аннотация (не более 50 слов на лицевой стороне), если она действительно интересна;
  • синопсис (100–300 слов на обратной стороне), не раскрывающий лишнего и, в идеале, написанный кем-то со стороны;
  • информация об общей продолжительности фильма;
  • ваши контактные данные (адреса сайта и электронной почты, номер телефона, а если останется место — еще и почтовый адрес);
  • небольшой свободный участок, где можно будет, если потребуется, дописать что-то от руки.

 

Подготовка копий для показа

Начинающие режиссеры часто не задумываются о том, что фестивали устанавливают ограничения на формат копий, которые будут использоваться для демонстрации фильмов. Хотя некрупные и не слишком престижные смотры могут обойтись и простым DVD, более солидные мероприятия обычно выбирают профессиональные варианты. Используются как цифровая проекция (с копий DigiBeta, HDCAM или DCP), так и традиционная аналоговая (с 16- или 35-миллиметровой пленки). Иногда именно требования к форматам, предъявляемые фестивалями, ограничивают выбор режиссера, раздумывающего над тем, куда бы он хотел подать заявки.

Кассеты DigiBeta или HDCAM, разумеется, обойдутся дешевле, чем 35-миллиметровая копия, хотя и за них придется заплатить. Кроме того, цифровые копии готовятся проще и быстрее, а обращаться с ними удобнее. Поскольку они еще и намного легче, платить за их пересылку также придется меньше.

«Сандэнс» уже принимает к показу только 16- и 35-миллиметровую пленку и кассеты HDCAM, и я думаю, что время DigiBeta уходит. У формата HDCAM есть несколько подтипов; за этим нужно внимательно следить, чтобы успевать вовремя выдавать нужные копии фестивалям, заинтересовавшимся вашим фильмом. — прим. переводчика

Стоит начинать готовить копии для показа еще до того, как вы получите первое письмо, извещающее о попадании фильма в какую-либо программу. Оставьте себе время на проверку качества полученных кассет, изучение того, как с наименьшими затратами пересылать их по стране и за рубеж. Обычно фестивали берут на себя ответственность за обратную пересылку копий (или, если вы работаете в плотном графике, за их отправку на следующий фестиваль), но и здесь встречаются исключения.

 

Общий порядок подготовки копий для показа:

  1. выясните, какие форматы принимаются на выбранных вами фестивалях;
  2. выберите формат;
  3. сделайте две копии;
  4. проверьте, нет ли на них проблем с видео или звуком;
  5. промаркируйте копии так, чтобы отличать их друг от друга;
  6. положите их в прохладное сухое место, пусть ждут своего часа.

 

10 простых секретов, чтобы сохранить деньги на фестивальных заявках

PDF, 12 страниц, цена от 1$

Кристофер Холланд

 

7 вещей, которые обязаны быть на сайте фильма

PDF, 11 страниц, цена от 1$

Кристофер Холланд

 

Лучший инструмент для фестивальных отправок

PDF, 16 страниц, цена от 1$

Кристофер Холланд

 

6 простых, но критических важных заметок при работе с Withoutabox

PDF, 16 страниц, цена от 1$

Кристофер Холланд

 

Вторая глава →

 

Перевод: Дмитрий Сафин